Технологии для улучшения экологических и эксплуатационных характеристик дизельных топлив
Экологически чистое дизельное топливо выпускают по ТУ 38.1011348—89. Технические условия предусматривают выпуск двух марок летнего (ДЛЭЧ-В и ДЛЭЧ) и одной марки зимнего (ДЗЭЧ) дизельного топлива с содержанием серы до 0,05 % (вид I) и до 0,1 % (вид II). [3]
С учетом ужесточающихся требований по содержанию ароматических углеводородов введена норма по этому показателю: для топлива марки ДЛЭЧ-В — не более 20 %, для топлива марки ДЗЭЧ — не более 10 %. Экологически чистые топлива вырабатывают гидроочисткой дизельного топлива, допускается использование в сырье гидроочистки дистиллятных фракций вторичных процессов.
Городское дизельное топливо (ТУ 38.401-58-170—96) предназначено для использования в г. Москве. Основное отличие городского дизельного топлива от экологически чистого — улучшенное качество благодаря использованию присадок (летом — антидымной, зимой антидымной и депрессорной).
Таблица 9 — Характеристики экологически чистого дизельного топлива (ТУ 38.1011348-90)
Показатели |
Нормы дня марок |
||
ДЛЭЧ-В |
ДЛЭЧ |
ДЗЭЧ |
|
Цетановое число, не менее |
45 |
45 |
45 |
Фракционный состав: перегоняется при температуре, °С, не выше: 50% 96 % (конец перегонки) |
280 360 |
280 360 |
280 340 |
Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2 /с |
3,0-6,0 |
3,0-6,0 |
1,8-5,0 |
Температура, °С, не выше: застывания предельной фильтруемости |
-10 -5 |
-10 -5 |
-35 -25 |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже: для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин для дизелей общего назначения |
40 62 |
40 62 |
35 40 |
Массовая доля серы, %, не более, в топливе: вида I вида II |
0,05 0,1 |
0,05 0,1 |
0,05 0,1 |
Испытание камедной пластинке |
Выдерживает |
||
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
Зольность, %, не более |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
Коксуемость 1 0%-ного остатка, %, не более |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Цвет, ед. ЦНТ, не более |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Содержание механических примесей и воды |
Отсутствие |
||
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |
860 |
860 |
840 |
Содержание ароматических углеводородов, %, не более |
20 |
- |
10 |
Таблица 10 — Характеристики дизельного топлива с улучшенными экологическими свойствами (городского) по ТУ 38.401-58-170-96
Нормы для марок |
|||||
Показатели |
ДЭК-Л |
ДЭК-З |
ДЭКп-Л |
ДЭКп-3, минус 15'С |
ДЭКп-3, минус 20'С |
Цетановое число, не менее |
49 |
45 |
49 |
45 |
45 |
Фракционный состав: перегоняется при температуре, °С, не выше: |
|||||
50% |
280 |
280 |
280 |
280 |
280 |
96% (конец перегонки) |
360 |
340 |
360 |
360 |
360 |
Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с |
3,0-6,0 |
1,8-5,0 |
3,0-6,0 |
1,8-6,0 |
1,8-6,0 |
Температура, °С, не выше: застывания |
-10 |
-35 |
-10 |
-25 |
-35 |
предельной фильтруемое |
-5 |
-25 |
-5 |
-15 |
-25 |
Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже: |
для тепловозных и судовых |
|||||
дизелей и газовых турбин |
62 |
40 |
62 |
40 |
40 |
для дизелей общего назначение |
40 |
35 |
40 |
35 |
35 |
Массовая доля серы, %, не более, в топливе: |
|||||
вида I |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
вида II |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
Массовая доля меркаптановой |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
серы, %, не более |
|||||
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5.0 |
5,0 |
Йодное число, г I2/100 г топлива |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
Зольность, %, не более |
0,01 |
0,01 |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Коэффициент фильтруемости (до введения присадки в топливо), не более |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Цвет, ед. ЦНТ, не более |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Плотность при 20°С, кг/м3, не более |
860 |
860 |
860 |
860 |
860 |
Примечание . Для дизельных топлив всех марок: содержание сероводорода, водорасворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды — отсутствие; испытание на медной пластинке — выдерживают. |
Добавка присадок в городское дизельное топливо снижает дымность и токсичность отработавших газов дизелей на 30-50 %. В качестве антидымной присадки могут быть использованы отечественная ЭФАП-Б и зарубежная Любризол 8288, допущенные к применению. Активным веществом этих продуктов является барий.
Депрессорные присадки, улучшающие низкотемпературные свойства топлива представляют собой, в основном, сополимеры этилена с винилацетатом зарубежного производства.
Европейский стандарт EN 590 действует в странах Европейского экономического сообщества с 1996 г. Стандарт предусматривает выпуск дизельных топлив для различных климатических регионов. Общими для дизельных топлив являются требования по температуре вспышки — не ниже 55 °С, коксуемости 10 %-ного остатка — не более 0,30 %, зольности — не более 0,01 %, содержанию воды — не более 200 ppm, механических примесей — не более 24 ppm, коррозии медной пластинки — класс 1, устойчивости к окислению — не более 25 г осадка/м3. [5]
Для районов с умеренным климатом изготовляют 6 марок дизельного топлива: А, В, С, D, Е и F с предельной температурой фильтруемости +5, 0, -5, -10, -15 и -20 °С соответственно. [5]
В 1996 г. в Европе введены ограничения на содержание серы в дизельных топливах — не более 0,05 %. Таким требованиям отвечают отечественные ТУ 38.1011348-89.
Смотрите также
Основы квантовой механики и ее значение для химии
...
Седьмая группа периодической системы
Из
членов данной группы водород был рассмотрен ранее. Непосредственно следующие за
ним элементы — F, Сl, Br и I — носят общее название г а л о г е н о в. К ним же
следует отнес ...