Технологии для улучшения экологических и эксплуатационных характеристик дизельных топлив

Научная литература / Современные дизельные, судовые и тяжелые моторные топлива / Технологии для улучшения экологических и эксплуатационных характеристик дизельных топлив

Экологически чистое дизельное топливо выпускают по ТУ 38.1011348—89. Технические условия предусматривают выпуск двух марок летнего (ДЛЭЧ-В и ДЛЭЧ) и одной марки зимнего (ДЗЭЧ) дизельного топлива с содержанием серы до 0,05 % (вид I) и до 0,1 % (вид II). [3]

С учетом ужесточающихся требований по содержанию аромати­ческих углеводородов введена норма по этому показателю: для топлива марки ДЛЭЧ-В — не более 20 %, для топлива марки ДЗЭЧ — не более 10 %. Экологически чистые топлива вырабатывают гидро­очисткой дизельного топлива, допускается использование в сырье гидроочистки дистиллятных фракций вторичных процессов.

Городское дизельное топливо (ТУ 38.401-58-170—96) предназначе­но для использования в г. Москве. Основное отличие городского дизельного топлива от экологически чистого — улучшенное ка­чество благодаря использованию присадок (летом — антидымной, зимой антидымной и депрессорной).

Таблица 9 — Характеристики экологически чистого дизельного топлива (ТУ 38.1011348-90)

Показатели

Нормы дня марок

ДЛЭЧ-В

ДЛЭЧ

ДЗЭЧ

Цетановое число, не менее

45

45

45

Фракционный состав:

перегоняется при температуре, °С, не выше:

50%

96 % (конец перегонки)

280

360

280

360

280

340

Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2 /с

3,0-6,0

3,0-6,0

1,8-5,0

Температура, °С, не выше:

застывания

предельной фильтруемости

-10

-5

-10

-5

-35

-25

Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже:

для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин

для дизелей общего назначения

40

62

40

62

35

40

Массовая доля серы, %, не более, в топливе:

вида I

вида II

0,05

0,1

0,05

0,1

0,05

0,1

Испытание камедной пластинке

Выдерживает

Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более

5,0

5,0

5,0

Зольность, %, не более

0,01

0,01

0,01

Коксуемость 1 0%-ного остатка, %, не более

0,2

0,2

0,2

Цвет, ед. ЦНТ, не более

2,0

2,0

2,0

Содержание механических примесей и воды

Отсутствие

Плотность при 20 °С, кг/м3, не более

860

860

840

Содержание ароматических углеводородов, %, не более

20

-

10

Таблица 10 — Характеристики дизельного топлива с улучшенными экологическими свойствами (городского) по ТУ 38.401-58-170-96

Нормы для марок

Показатели

ДЭК-Л

ДЭК-З

ДЭКп-Л

ДЭКп-3,

минус 15'С

ДЭКп-3,

минус 20'С

Цетановое число, не менее

49

45

49

45

45

Фракционный состав: перегоняется при температуре, °С,

не выше:

50%

280

280

280

280

280

96% (конец перегонки)

360

340

360

360

360

Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с

3,0-6,0

1,8-5,0

3,0-6,0

1,8-6,0

1,8-6,0

Температура, °С, не выше:

застывания

-10

-35

-10

-25

-35

предельной фильтруемое

-5

-25

-5

-15

-25

Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже:

для тепловозных и судовых

дизелей и газовых турбин

62

40

62

40

40

для дизелей общего назначение

40

35

40

35

35

Массовая доля серы, %,

не более, в топливе:

вида I

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

вида II

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

Массовая доля меркаптановой

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

серы, %, не более

Кислотность, мг КОН/100 см3

топлива, не более

5,0

5,0

5,0

5.0

5,0

Йодное число, г I2/100 г топлива

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

Зольность, %, не более

0,01

0,01

0,04

0,04

0,04

Коксуемость 10 %-ного остатка,

%, не более

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

Коэффициент фильтруемости (до введения присадки в топливо), не более

2

2

2

2

2

Цвет, ед. ЦНТ, не более

2,0

2,0

2,0

2,0

2,0

Плотность при 20°С, кг/м3, не более

860

860

860

860

860

Примечание

.  Для дизельных топлив всех марок: содержание сероводорода, водорасворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды — отсутствие; испытание на медной пластинке — выдерживают.

Добавка присадок в городское дизельное топливо снижает дымность и токсичность отработавших газов дизелей на 30-50 %. В качестве антидымной присадки могут быть использованы отечественная ЭФАП-Б и зарубежная Любризол 8288, допущенные к применению. Активным веществом этих продуктов является барий.

Депрессорные присадки, улучшающие низкотемпературные свойства топлива представляют собой, в основном, сополимеры этилена с винилацетатом зарубежного производства.

Европейский стандарт EN 590 действует в странах Европейского экономического сообщества с 1996 г. Стандарт предусматривает выпуск дизельных топлив для различных климатических регионов. Общими для дизельных топлив являются требования по температуре вспышки — не ниже 55 °С, коксуемости 10 %-ного остатка — не более 0,30 %, зольности — не более 0,01 %, содержанию воды — не более 200 ppm, механических примесей — не более 24 ppm, коррозии медной пластинки — класс 1, устойчивости к окислению — не более 25 г осадка/м3. [5]

Для районов с умеренным климатом изготовляют 6 марок дизель­ного топлива: А, В, С, D, Е и F с предельной температурой фильтруемости +5, 0, -5, -10, -15 и -20 °С соответственно. [5]

В 1996 г. в Европе введены ограничения на содержание серы в дизельных топливах — не более 0,05 %. Таким требованиям отвечают отечественные ТУ 38.1011348-89.

      Смотрите также

      Основы квантовой механики и ее значение для химии
      ...

      Седьмая группа периодической системы
                        Из членов данной группы водород был рассмотрен ранее. Непосредственно следующие за ним элементы — F, Сl, Br и I — носят общее название г а л о г е н о в. К ним же следует отнес ...

      Программа для поступающих в вузы (ответы)
      ...