Ассортимент, качество и состав тяжелых видов моторных топлив

Научная литература / Современные дизельные, судовые и тяжелые моторные топлива / Ассортимент, качество и состав тяжелых видов моторных топлив

 

Стандарт на котельное топливо — ГОСТ 10585—75 предусматривает выпуск четырех его марок: флотских мазутов Ф-5 и Ф-12, которые по вязкости классифицируются как легкие топлива, топочных мазутов марки 40 — как среднее и марки 100 — тяжелое топливо. Цифры указывают ориентировочную вязкость (ответствующих марок мазутов при 50 °С. В зависимости от содержания серы топочные мазуты подразделяют на низкосернистые — до 0,5 %, малосернистые — от 0,5 % до 1,0 %, сернистые — от 1,0 до 2,0 % и высоко-сернистые от 2,0 до 3,5 %. [3]

Топочные мазуты марок 40 и 100 изготовляют из остатков перера­ботки нефти. В мазут марки 40 для снижения температуры застывания до 10 °С добавляют 8—15 % среднедистиллятных фракций, в мазут марки 100 дизельные фракции не добавляют.

Таблица 17 — Характеристики мазутов (ГОСТ 10585-75)

Показатели

                      Марка топлива

Ф-5

Ф-12

40

100

Вязкость при 50 °С, не более:

условная, °ВУ

5,0

12,0

-

-

соответствующая ей кинематическая, мм2/с

36,2

89,0

-

-

Вязкость при 80 °С, не более:

условная, °ВУ

-

-

8,0

16,0

соответствующая ей кинематическая, мм2/с

-

-

59,0

118,0

Динамическая вязкость при 0 °С, Па-с, не более

2,7

-

-

-

Зольность, %, не более, для мазута:

малозольного

-

-

0,04

0,05

зольного

0,05

0,10

0,12

0,14

Массовая доля, %, не более:

механических примесей

0,10

0,12

0,5

1,0

воды

0,3

0,3

1,0

1,0

Массовая доля серы, %, не более, для мазута:

низкосернистого

-

-

0,5

0,5

малосернистого

-

0,6

1,0

1,0

сернистого

2,0

2,0

2,0

высокосернистого

-

-

3,5

3,5

Коксуемость, %, не более

6,0

-

-

-

Температура вспышки, °С, не ниже:

в закрытом тигле

80

90

-

-

' в открытом тигле

-

-

90

110

Температура застывания, °С, не выше

-5

-8

10; 25*

25; 42*

Теплота сгорания (низшая) в пересчете

на сухое топливо (не браковочная), кДж/кг,

не менее, для мазута:

низкосернистого, малосернистого

41454

41454

40740

40530

и сернистого

высокосернистого

-

-

39900

39000

Плотность при 20 °С, кг/м3, не более

955

960

-

-

* Для мазута из высокопарафинистых нефтей

Примечание

. Для всех марок топлива содержание водорастворимых кислот и щелочей, сероводорода — отсутствие.

Флотские мазуты марок Ф-5 и Ф-12 предназначены для сжигания в судовых энергетических установках. По сравнению с топочными мазутами марок 40 и 100 они обладают лучшими характеристиками: меньшими вязкостью, содержанием механических примесей и воды, зольностью и более низкой температурой застывания. Флотский мазут марки Ф-5 получают смешением продуктов прямой перегонки нефти: в большинстве случаев 60—70 % мазута прямогонного и 30—40 % дизельного топлива с добавлением депрессорной присадки. Допускается использовать в его составе до 22 % керосино-газойлевых фракций вторичных процессов, в том числе легкого газойля каталитического и термического крекинга. Флотский мазут марки Ф-12 вырабатывают в небольших количествах на установках прямой перегонки нефти. Основными отличиями мазута ф-12 от Ф-5 являются более жесткие требования по содержанию серы (<0,8 % против <2,0 %) и менее жесткие требования по вязкости при 50 °С (<12 °ВУ против <5 °ВУ).

Кроме флотских и топочных мазутов промышленность выпускает технологическое экспортное топливо по ТУ 38. 001361—87. Это топливо изготовляют только из продуктов прямой перегонки нефти и поставляют на экспорт. Для оценки прямогонности топлива введен показатель, определяемый по ГОСТ Р 50837.1-95 — Р 50837.8-95. Конкретно метод определения прямогонности топлива устанавливается контрактом на его поставку. [3]

Таблица 18 — Характеристики технологического экспортного топлива

Показатели

Марка топлива

Э-2

Э-3

Э-4

Э-5

Плотность при 20 °С, кг/ма, не более

920

930

965

965

Вязкость:

условная при 80 °С, °ВУ, не более

2,0

3,0

4,0

5,0

соответствующая ей кинематическая, мм2/с, при 50 °С, не более

30

70

-

-

Зольность, %, не более

0,02

0,05

0,1

0,1

Массовая доля серы, %, не более

I вида

0,5

0,5

-

-

II вида

1,0

1,0

-

-

III вида

-

-

2,0

2,0

IV вида

-

-

2,5

2,5

Массовая доля, %, не более:

механических примесей

0,05

0,05

0,2

0,2

воды

0,5

ванадия

0,001

0,002

0,012

0,020

Температура, 'С:

застывания, не выше

15

15

15

15

вспышки в закрытом тигле, не ниже

65

65

75

75

Теплота сгорания низшая, кДж/кг, не менее

40402

40402

40402

40402

Для судовых энергетических установок вырабатывают несколько видов топлив, в том числе моторное топливо по ГОСТ 1667—68, судовое маловязкое топливо по ТУ 38.101567—87 и судовое высоковязкое топливо по ТУ 38.1011314-90.

Моторное топливо ДТ по ГОСТ 1667-68 по вязкости приближается к флотскому мазуту Ф-5, но в его состав могут входить все компоненты, обеспечивающие качество топлива.

      Смотрите также

      Выводы по проекту
      Эффективный фонд времени работы оборудования составил 8426,4 ч./год. Капитальные затраты на здания и оборудование составляют 81931,5 тыс. руб. Средняя годовая заработная плата одного основного ...

      Электропроводность электролитов
      Электролиты (от электро и греч. lytos - разлагаемый, растворимый), жидкие или твёрдые вещества и системы, в которых присутствуют в сколько-нибудь заметной концентрации ионы, обусловливающие ...

      Методы разделения иммуноглобулинов
      Иммуноглобулины - основные защитные белки  организма,  так как они обладают свойствами различных антител.  Они содержатся в крови, молозиве и молоке, слюне и других жидкостях. С их ко­личест ...