Восходящая Аврора
В следующей главе упоминается пятая притча о «Сокровищнице, которую Мудрость строит на камне». В Евангелии от Матфея слушающий и исполняющий слова Христа сравнивается с домом, построенным на камне, а слушающий и не исполняющий — с домом, построенным на песке. В Притчах Соломоновых (9:1–5) Мудрость построила себе дом на семи столпах и пригласила израильтян на трапезу.
«Мудрость построила дом, и, по свидетельству пророка, те, кто войдут в сей дом, найдут благословение и изобилие. Они опьянеют от переизбытка, ибо один день во дворах твоих лучше тысячи (Псалом 84:10). Блаженны те, кто пребывают в твоем доме. Просите, и дано будет вам, ищите и обрящете, стучите, и отворят вам. Мудрость стенает у ворот и говорит: вот стою я у дверей и стучу; если какой-нибудь человек услышит мой голос и откроет дверь, я войду к нему и стану трапезничать с ним, а он со мной.
Велика полнота блаженства, которое ты хранишь в тайне для тех, кто войдет в дом твой; блаженство, которое не видело око и не слышало ухо и которое не входило в сердце человека. Те, кто откроют сей дом, обретут святость и полноту дней, ибо он построен на крепком камне, который расколется только от козлиной крови или когда в него ударят три раза жезлом Моисея, и тогда выйдет из него обильная влага, и верующие напьются, и скот их».
Цель этого фрагмента — укрепить слабого духом. Камень символизирует непоколебимость личности, которая формируется в результате длинного процесса ассимилирования бессознательного. Непоколебимое ядро личности постепенно формируется, когда индивиду приходится долго испытывать превратности судьбы, вызванные контактом с бессознательным. Я полагаю, что даже психологическое исцеление или развитие (что одно и то же) решает проблему. В действительности изменяется лишь способность индивида лучше переносить конфликтную ситуацию. В этом и заключается реальное развитие личности.
Внешние ситуации и некоторые проблемы, связанные с характером (так называемые неврозы характера) нередко сохраняются длительное время, не проявляя никаких признаков изменений. В частности продолжительное отсутствие внешних признаков изменения характерно для темпераментных индивидов или людей с тенденциями к депрессиям. Понадобится не менее двадцати лет, чтобы устранить эти особенности психологической конституции. Такие изменения не происходят в одночасье, поскольку темперамент и психологические склонности коренятся в самой природе человека. И тем не менее первая стадия психологического исцеления или развития приводит к повышению способности индивида выдерживать давление конфликтной ситуации или проблемы, не растворяться в ней, дистанцироваться от нее и формировать свою точку зрения, распознавая свои слабости, которым нельзя потворствовать, а также осознавать, что речь идет о временной стадии.
На первой стадии индивид перестает отождествлять себя со вспышками безумия. Так, если параноик говорит: «Я верю, но, прошу прощения, этого не может быть…», это свидетельствует о том, что теперь у него есть опора (камень) за пределами его параноидной структуры. Хотя он еще и не освободился от своей фантазии, тем не менее теперь он, по крайней мере, способен признать возможность того, что речь идет о выдумке, иллюзии. Так начинает формироваться твердая опора.
Если у индивида, оказавшегося во власти анимуса или какой-нибудь эмоции, наступают иногда просветления и он начинает рассуждать здраво, то это свидетельствует о начале формирования твердой опоры (камня), даже если впоследствии индивид вновь попадает во власть страсти. Клочок твердой суши, на котором стоит индивид, постепенно превращается в прочную опору. У него крепнет уверенность в том, что ничто не в силах эту опору разрушить.
Процесс формирования внутренней опоры можно описать и более пессимистически, но тем не менее от него нельзя отнять один положительный аспект: индивид столько выстрадал и так глубоко погрузился в свою внутреннюю преисподнюю, что, слава богу, дальше некуда отступать, и это придает ему чувство уверенности. Если индивид достигает пределов ада, значит дальше падать некуда. Существуют люди, которые всю свою жизнь боятся сойти с ума. Они доживают до сорока лет и с ума не сходят. Вероятно, теперь безумие им не угрожает. Но нам приходится соглашаться с ними. Если они, прогнозируя безумие, не сходят с ума, значит они сформировали внутреннюю опору, на которой можно воздвигнуть дом мудрости. В тексте сказано, что построенный на камне дом мудрости непоколебим во веки веков. Построение такого дома — цель аналитической работы.
Здесь может возникнуть вопрос, не приводит ли описанный процесс к формированию ригидности и потере восприимчивости? На этот вопрос следует дать отрицательный ответ, потому что из такого камня (внутренней опоры) течет вода жизни. Это тот камень, из которого Моисей своим жезлом добыл воду жизни. Таким образом, этот камень одновременно является родником, а следовательно, и весьма текучей средой, т. е. противоположностью ригидности и жесткости.
Смотрите также
Эксплуатационные свойства судового маловязкого и тяжелых моторных
топлив
Настоящий
раздел содержит краткую характеристику лабораторных методов, разработанных в
ЦНИИ морского флота (г. Санкт-Петербург) и позволяющих проводить сравнительную
оценку опытных и эталонных об ...
Хитин-глюкановый комплекс грибного происхождения. Состав, свойства, модификации
Биополимеры
хитин и хитозан обратили на себя внимание ученых почти 200 лет назад.
Хитин был открыт в 1811 г. (Н. Braconnot, A. Odier), а хитозан
в 1859 году (С. Rouget), хотя свое нынешнее ...
Промышленные синтезы на основе углеводородов
Углерод
определяется тем, что свыше 90 % всех первичных источников потребляемой в мире
энергии приходится на органическое топливо, главенствующая роль которого
сохранится и на ближайшие дес ...