Алкоголизм в детском и молодом возрасте; его стадии
Алкоголизация молодёжи большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды. Этим и определяется постоянный интерес к изучению проблемы распространенности и характера ранней алкоголизации. Время - вечер. Место действия - любой город России, "оснащенный" хотя бы одним вузом. Типичная картина - студенты выпивают в кафе и парках. Двух бутылок уже мало кому достаточно. Таковы неутешительные результаты мониторинга наркоситуации среди несовершеннолетних и молодежи в России, проведенного Минобразования совместно с Минздравом и МВД.
Изучение употребления алкоголя среди молодежи в России во многом опирается на опыт подобных исследований за границей, которые в конце XIX – начале XX века широко проводились в Западной Европе и Северной Америке и велись в самых различных направлениях:
· Изучались распространенность и характер употребления алкоголя учащимися.
· Исследовалось влияние алкоголя на детский и подростковый организм.
· Определялась взаимосвязь между успеваемостью и употреблением алкоголя.
· Разрабатывались и апробировались программы антиалкогольного обучения.
Существенное место среди исследований этого периода занимали работы, иллюстрирующие распространенность и характер питейных обычаев, когда детям давали спиртные напитки для:
- “укрепления здоровья”;
- “аппетита”;
- “улучшения роста”;
- “облегчения прорезывания зубов”;
- “согревания”;
- “утоления голода”;
- “успокоения”.
Бытовавшая в XIX и на рубеже XX столетия твердая уверенность в укрепляющем действии алкоголя часто имела последствием прямую алкоголизацию ребенка.
Среди исследований влияния алкоголя на детский организм прежде всего выделяется работа И.В. Сажина “Влияние алкоголя на нервную систему и особенности развивающегося организма” (1902). В ней содержатся многочисленные, порой уникальные опыты и наблюдения о влиянии алкоголя на нервную систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что уже небольшие дозы алкоголя губительно влияют на формирующийся мозг и особенности растущего человека.
Современный период изучения ранней алкоголизации отмечен многочисленными попытками более глубоко раскрыть причины злоупотребления спиртными напитками. Сравнивая влияние сверстников, алкогольных обычаев, семьи и пола подростков на потребление ими спиртных напитков, Forslung (1970) выяснил, что алкогольное поведение матери оказывает существенное воздействие на алкоголизацию прежде всего дочерей. Алкогольное поведение отца обусловливает таковое его дочери и имеет наибольшее влияние на алкоголизацию сыновей. Влияние сверстников было взаимосвязано с тем, будет или не будет пить подросток в отсутствие родительского контроля. Vidkhri (1974) выделяет несколько типов соотношения между алкогольной культурой микросоциальной среды и установками индивида в отношении алкоголизации:
- “абстинентной культуре” соответствует остановка на полное воздержание;
- “амбивалентной культуре” – двумысленная и противоречивая алкогольная установка;
- “либеральной культуре” соответствует “допускающая” установка, однако запрещающая откровенное пьянство;
- “патологической культуре” – алкогольная установка, допускающая любые проявления пьянства.
Автор видит причины пьянства в особенностях процесса социализации, деформировавших культурные нормы поведения, в том числе и потребления алкоголя.
Согласно оценкам, две трети алкоголиков составляют мужчины. Исследования случаев алкоголизма показывают, что алкоголизм зачастую является частью общей картины депрессивного заболевания. Многие алкоголики страдают эмоциональными проблемами, приобретенными с детства, часто связанными с потерей, отсутствием или неадекватностью одного или обоих родителей.
Смотрите также
Титан
...
Перечень условных сокращений, обозначений, применяемых в
проекте.
АК - азотная кислота
СК - серная кислота
НКЛ – нитрокаллоксилин
ОК - отработанная кислота
ВКУ – вихревое контактное устройство
АСУТП – автоматизированные системы
управления технологич ...
Шестая группа периодической системы
Атомы элементов VI группы характеризуются двумя
различными структурами внешнего электронного слоя содержащего либо шесть, либо
одного или двух электронов. К первому типу, помимо кислорода, относится ...