Химические элементы древности
существующего – Огонь, и Вода, и Земля, и безграничная высь Эфира . Из них всё, что было, и всё то, что будет”. Эти “начала” вечны и неизмены.
Анаксагор из города Клазомена в Малой Азии первым высказал предположение, что все вещества состоят из бесчисленного количества первичных начал материи - “семян вещей”. Материи свойственны противоположные качества : свет и тьма, теплота и холод, сухость и влажность. Только совокупность этих качеств, взятая в различных соотношениях, обуславливает образования таких начал, как земля и эфир.
Здесь необходимо отметить, что тогда же, наряду с учением о “стихиях”, развивались и другии представления о строении материи-атомистические. Ярчайшей фигурой древней Греции и всего античного мира был Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он как и Эпмпедокл, признавал, что в мире существуют четыре
основных “начала” - “стихии” (они же “элементы”, иногда “принципы” или “первичная материя”). Под стихиями Аристотель понимал “пределные части”,на которые разлагаются все тела. Эти части не делятся дальше и отличаются друг от друга “по виду”. К стихиям он относил воду, землю, огонь и воздух; каждая из стихий бала носителем двух свойств из четырёх – влажности и сухости, тепла и холода: воздух тёплый и влажный, огонь сухой и тёплый, земля сухая и холодная, вода холодная и влажная.
Помимо этих четырёх элементов Аристотель ввёл пятый, который назвал “сущность”. В средние века алхимики стали именовать этот элемент “квинтэссенцией”(от латинского quinta essentia- пятая сущность), “философским камнем”, “элексиром жизни”, “великим магистерием”, “красной тинктурой”, “универсалом”, “медикаментом”. Таинственному пятому элументу приписывали свверхъестественные свойства.
Учения Аристотеля о взаимном превращении элементов и о пятой сущности легло впоследствии в основу представлений о трансмутации, в том числе и о получении золота из неблагородных металлов. И первыми стали применять учение аристотеля алхимики.