Теоретические основы безработицы в условиях рыночной экономики. Понятие и причины безработицы

Научная литература / Синтез 1,1-дихлор-2-метил-2-фенилциклопропана / Теоретические основы безработицы в условиях рыночной экономики. Понятие и причины безработицы
Страница 1

Безработица – неотъемлемый элемент рынка труда, представляющий собой сложное, многоаспектное явление.

Безработица – положение на рынке труда, когда квалифицированные работники согласны работать при существующей ставке заработной платы, но не имеют возможности получить работу из-за ограниченного количества рабочих мест [1, 81].

К безработным, применительно к стандартам МОТ, относятся лица в возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

· не имели работы (доходного занятия);

занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятий, использовали личные связи или предпринимали иные шаги к организации собственного дела;

· были готовы приступать к работе.

В Российской Федерации применяется Методика расчета общей численности безработных, уровня общей и зарегистрированной безработицы, которая разработана и утверждена Госкомстатом России 4 октября 1995г. На ее основе применяются два способа расчета уровня безработицы по состоянию на определенную дату:

1. Коэффициент (уровень) безработицы определяется отношением общей численности безработных к численности экономически активного населения.

2. Коэффициент (уровень) зарегистрированной безработицы определяется отношением численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения.

Так же для количественного измерения безработицы используется такой показатель, как продолжительность безработицы- время пребывания в качестве безработного или средняя продолжительность одного случая безработицы.

Выделяют три основные причины безработицы:

· потеря работы (увольнение);

добровольный уход с работы;

первое появление на рынке труда.

Существует несколько основных теоретических направлений, объясняющих причины безработицы:

1). Классическое объяснение (доминировало среди экономистов в 30-е годы до появления кейнсианства): безработицу вызывает слишком высокая заработная плата. Если заработная плата поднимается выше того уровня, когда все, кто ищет работу, ее находят, то возникает избыток предложения на рынке труда, т.е. безработица. Рынок труда рассматривается как внутренне неоднородная и динамическая система связей, подчиняющаяся рыночным законам. Посредством повышения или понижения заработной платы регулируется спрос и предложение труда. Если в результате превышения предложения труда над спросом возникает безработица, то она воздействует на цены в сторону их понижения, а следовательно, и снижение заработной платы до тех пор, пока не устанавливается равновесие на рынке труда. Классическая модель основывается на саморегулировании рынка труда и безработицы.

Многие экономисты, как зарубежные, так и отечественные считают высокий уровень заработной платы или ее рост главными причинами сокращения спроса на труд, а низкий уровень заработной платы или ее уменьшение – средством увеличения занятости. При этом они ссылаются на закон спроса и предложения. В частности, в учебнике, написанном известным американским экономистом Н.Г. Мэнькью подчеркивается, что «жесткость реальной заработной платы уменьшает вероятность трудоустройства и повышает уровень безработицы». Под жесткость заработной платы он понимает ее постоянство и рост, как следствие принятия законов о минимальной заработной плате, действие профсоюзов и применение на фирмах стимулирующих систем заработной платы. Поскольку заработную плату включают в издержки производства, ее рост вызывает повышение цен на выпускаемую продукцию, следствием чего может оказаться снижение спроса, а значит, и сокращение объемов производства и занятости.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Технологии для улучшения экологических и эксплуатационных характеристик дизельных топлив
Экологически чистое дизельное топливо выпускают по ТУ 38.1011348—89. Технические условия предусматривают выпуск двух марок летнего (ДЛЭЧ-В и ДЛЭЧ) и одной марки зимнего (ДЗЭЧ) дизельного топлива с ...

Густой дым как поток продуктов горения
...

Ароматические ацетаминопроизводные
...