Амфотерные гидроксиды.
Гидраты амфотерных оксидов, как и сами оксиды, обладают амфотерными свойствами. Эти соединения весьма мало растворимы в воде. Если записать формулу амфотерного гидроксида в общем виде как М(ОН)x, то диссоциацию гидроксида в растворе по основному и кислотному типам можно представить схемой:
М(ОН)х Û Мх+ + х ОН-
М(ОН)х Û х Н+ + МОхх-.
Поскольку амфотерные гидроксиды диссоциируют по основному и кислотному типам одновременно, этот процесс можно записать следующим образом:
Мх+ + х ОН- Û М(ОН)х º НхМОх Û х Н+ + МОхх-.
В насыщенном растворе амфотерного гидроксида ионы Мх+, ОН-, Н+ и Мохх- находятся в состоянии равновесия. Поэтому амфотерные гидроксиды взаимодействуют как с кислотами, так и с основаниями, образуя соли.
При взаимодействии с кислотами амфотерные гидроксиды проявляют основные свойства:
Zn(OH)2 + H2SO4 = ZnSO4 + 2 H2O
Al(OH)3 + 3 HCl = AlCl3 + 3 H2O.
Продукты реакций — сульфат цинка и хлорид алюминия — содержат металл в виде катиона.
Взаимодействуя со щелочами, гидраты амфотерных оксидов проявляют кислотные свойства:
H2ZnO2 + 2 KOH = K2ZnO2 + 2 H2O
H3AlO3 + 3 NaOH = Na3AlO3 + 3 H2O.
Образовавшиеся соли (цинкат калия и алюминат натрия) содержат соответственно цинк и алюминий в составе кислотного остатка.
Взаимодействие гидроксида алюминия с гидроксидом натрия может протекать и по другой схеме:
H3AlO3 + NaOH = NaAlO2 + 2 H2O.
Образовавшуюся соль называют метаалюминатам натрия в отличие от соли Na3AlO3, называемой ортоалюминатом натрия. Образование орто- или метасоединения определяется концентрацией щёлочи и условиями реакции: ортоалюминаты образуются в растворах, метаалюминаты — при сплавлении.
(Взаимодействие амфотерных гидроксидов со щелочами в растворах происходит по уравнениям:
Zn(OH)2 + 2 KOH = K2[Zn(OH)4]
Al(OH)3 + 3 NaOH = Na3[Al(OH)6] )
Гидраты амфотерных оксидов обычно получают взаимодействием солей со щёлочью, количество которой рассчитывают по уравнению реакции, например:
ZnSO4 + 2 NaOH = Zn(OH)2¯ + Na2SO4
Cr(NO3)3 + 3 KOH = Cr(OH)3¯ + 3 KNO3.
Смотрите также
Титан
...
Заключение
В настоящее время школьный курс химии немыслим без экологической
стороны. В течение своей длительной жизни на Земле человечество в значительной
степени зависело от солнца как источника энергии. Его ...