Алмаз-минерал
С началом мировой войны 1914 года камень перенесли в тайники Оружейной палаты в Москву и поместили рядом с короной, среди многих тысяч сверкающих индийских бриллиантов которой находился красный лал, найденный некогда в горах Бадахшана.
Большая коллекция алмазных бриллиантов хранится в Алмазном фонде. К ним относятся шпилька в виде рога изобилия — одно из немногих подписанных изделий знаменитого петербургского ювелира Дюваля. Два превосходно ограненных солитера чистой воды в окружении мелких бриллиантов в виде лепестков и цветочков в тончайшей оправе сверкающими каплями висят в воздухе. Под ними изогнутый рог изобилия, устланный волнистыми рядами алмазных роз. Серьги — два больших плода — солитера, сверкая острыми бриллиантовыми гранями, тяжело провисли на утолщенном бриллиантовом черенке. Плоды уравновешиваются двумя алмазными листочками, радиально расходящимися от стебля.
Букет нарциссов — одно из наиболее интересных ювелирных изделий. Лепестки цветов, выложенные мелкими бриллиантами, искрятся светом. Высоко приподнятые желтые бриллиантовые сердцевины излучают золотистое сияние, мягкими бликами скользящее по лепесткам. А слегка склоненные эмалевые листочки на золотом стебле своей изумрудной зеленью оттеняют нежную гамму мастерски подобранного камня. Кроме них в фонде хранится хорошо известная по портретам жены Александра I Елизаветы Алексеевны ее бриллиантовая диадема, составленная из огромного количества бриллиантов и крупных солитеров чистейшей воды. Диадема кажется легкой и как бы сотканной из переливающегося огненного света.
Поражает своей красотой и находящийся там массивный золотой браслет, основной ценностью которого является плоский алмаз, самый большой из всех известных в мире. Он принадлежит к числу «портретных» камней, под которые укладывается цветная миниатюра. На оборотной стороне браслета выгравирована надпись: «Благословенного императора Александра I». По-видимому, под алмазом находилась портретная миниатюра царя.
Традиционная по форме, малая императорская корона была сделана упоминавшимся ювелиром Л. Дювалье в 1801 году для коронации императрицы Елизаветы Алексеевны. Все в короне пропорционально и уравновешено. Сияние бриллиантового кружева в серебряной оправе передает ощущение торжественности, значимости и величия. Среди превосходных камней чистотой и размерами выделяется ряд крупных бриллиантов на венце. Красота камней и отточенное ювелирное мастерство приближают малую корону к большой императорской короне Екатерины II. Большой букет с изумрудными листьями и бриллиантовыми цветами свободно и естественно скомпонован из веток с листьями и цветами. Он поражает красотой рисунка и богатством цветовых нюансов. Только два камня — алмаз и изумруд — создают это украшение. Холодноватое сверкание бриллиантов смягчено фольгой, которая окрашивает цветы в нежно-розовые, желтоватые тона, заставляя алмазы вспыхивать ярким красным цветом. Подвижно скрепленные цветы и листья покачиваются, и весь букет напоминает переливающуюся множеством тончайших оттенков мозаику, которую подсвечивает зеленый изумрудный огонь.
В число старинных регалий Российской короны входил рубиново красный алмаз под названием «Павел I», а также неоправленный алмаз бриллиантовой огранки «Луна гор», проданный в 1942 году в Лондоне под названием «Луна». Среди перечисленных регалий Российской короны было еще пять алмазов, происхождение которых считают индийским. Это восьмиугольный 57 каратов камень, вставленный в Большую корону Екатерины II; алмаз весом 46 каратов голубого оттенка в виде высокой розы, вправленный в имперскую державу; широкий бриолет чистой воды весом сорок с половиной каратов, закрепленный на булавке; плоский алмаз весом около двадцати четырех каратов, вставленный в золотую готическую оправу; и крупный одиночный камень весом около пятидесяти пяти каратов. Куда они делись, неизвестно.
Академик А. Е. Ферсман в «Воспоминаниях о камне» писал:
«Бал-премьера в Московском Большом театре. Молодой студент впервые среди роскоши и богатства московского купечества и знати. Залиты ярким электричеством залы театра, сверкают, переливаются тысячами огней бриллианты и самоцветы на обнаженных плечах.
Смотрите также
Металлы в алхимии
Слово «алхимия» воскрешает в памяти
известную средневековую гравюру, изображающую старца, который трудится в своей
лаборатории среди множества инструментов, один таинственней другого, одержи ...
Динамика полимерных цепей в процессах структурных и химических превращений макромолекул
Динамика
полимерных цепей в растворе характеризуется совокупностью релаксационных
процессов, связанных с движением (вращательным или поступательным)
макромолекулы как целого или тех или ины ...
Седьмая группа периодической системы
Из
членов данной группы водород был рассмотрен ранее. Непосредственно следующие за
ним элементы — F, Сl, Br и I — носят общее название г а л о г е н о в. К ним же
следует отнес ...