Военное лихолетье

Страница 3

До конца 1942 года перерабатывали бакинский мазут. Когда фашистские войска

дошли до Сталинграда, транспортировка мазута по Волге прекратилась, но к этому времени в промышленных масштабах начали добывать нефть на Сызранском промысле, В срочном порядке проложили нефтепровод и приступили к переработке местного сырья. Главная трудность - на одной установке требовалось совместить первичную перегонку нефти с процессом термического крекинга. Заводские технологи быстро справились с задачей перехода на местную нефть. Тут необходимо отметить большую заслугу начальника технического отдела завода Артёма Михайловича Франгуляна и

его жены Лидии Матвеевны Конен - заведующей заводской лабораторией.

Кстати, Конен много лет жила в США и прекрасно знала английский язык. Она организовала курсы английского, на которых занимались после работы специалисты управления.

.Необходимо более подробно остановиться на ежемесячных текущих ремонтах установки. Обычно работы длились пять-шесть дней. На время ремонта

объявлялось казарменное положение. Запрещалось отлучаться с завода. Питание из столовой привозили на установку, и в насосной люди наскоро утоляли голод. Зимой 1944 года произошел групповой несчастный случай. Ремонтники вечером ужинали в насосной, а в это время сжатым воздухом проводилась опрессовка бензиновых конденсаторов. Сжатый воздух выдавил из бензиновой системы газ, в котором содержалось много сероводорода. Газ заполнил насосную, и люди стали терять сознание, падать на пол. Работавшие вне помещения выбили двери насосной и начали вытаскивать пострадавших

на свежий воздух, где им немедленно оказывали первую помощь. Погибло шесть человек. Нескольких руководящих работников, в том числе начальника установки Т. М. Чернова отдали под суд, и они получили различные сроки исправительно-трудовых работ. Вместо Чернова начальником установки назначили И.С. Колесова, работавшего до этого старшим оператором.

В помощь ремонтникам привлекались люди из других цехов и отделов завода. Так, начальник 1-го отдела П. И. Кочин назначался бригадиром по очистке труб от кокса, начальник транспортного цеха Мосальчук становится бригадиром по ремонту бензиновых конденсаторов. С его легкой руки змеевик конденсатора стали именовать «гадючник» (на украинском языке змея называется гадюкой).

Летом 1942 года от. Сызрани до Сталинграда проложили железнодорожную

линию и эшелоны с бензином прямо с завода отправлялись на фронт. После блистательной победы наших войск под Сталинградом на завод поступила телеграмма от командования с благодарностью за хорошее снабжение фронта бензином. Нетрудно представить радость и гордость коллектива завода, ведь Сталинградская битва - переломный момент в Великой Отечественной войне, после которого наши войска уже больше не отступали.

.Вырабатывали на заводе бензин с концом кипения 250 градусов по Цельсию. Это значит, что он в значительной части состоял из керосиновых фракций,

на нем тяжело было заводить двигатели, но он ценился на вес золота.

Весь заводской коллектив насчитывал всего 360 человек, в том числе 14 дипломированных инженеров. По нынешним масштабам это очень небольшое предприятие, но в свое время оно сыграло очень большую роль, так как снабжало бензином Сталинградский фронт.

В связи с мобилизацией взрослых мужчин на завод пришло много несовершеннолетних пареньков и девушек. Очень многие стремились попасть на работу для того, чтобы быстрее получить хлебную карточку (во время войны все продукты продавались только по карточкам), и для этого прибавляли себе возраст, а на работу брали с 14 лет.

Николай Фролов, Миша Филиппов, Алексей Гололобов, Коля Пименов, Миша Непомнящий, Мария Шевчук, Никита Крылов, Федя Кангин, Мария Самарина, Валя Новикова, Миша Рыбакин, Саша Столяров, Миша Сазонов, Настя Кузина и многие другие . На хрупкие плечи 14-15-летних пареньков и девушек легли взрослые заботы- они заменили ушедших на фронт братьев и отцов. Учились непосредственно на рабочем месте и быстро овладевали профессией. Многие становились командирами производства. Так, слесарь Николай Фролов вырос до заместителя начальника ремонтного цеха. Мишу Филиппова и Алексея

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Проект реконструкции цеха первичной переработки нефти и получения битума на ОАО «Сургутнефтегаз»
...

Электролиз
...

Железо и его роль
Железо - (лат. Ferrum), Fe (читается «феррум»), химический элемент, атомный номер 26, атомная масса 55,847. Происхождение как латинского, так и русского названий элемента однозначно не уста ...