Урок – практикум «Графический метод решения химических задач»
· Показать различные способы решения задач с учетом возрастных особенностей учащихся, их математической подготовки.
· Развивать мышление учащихся.
· Научить выбирать рациональный способ решения предложенной задачи.
Математика:
· Ознакомить учащихся с основными приемами и методами рассуждений.
· Сформировать умение применять знания по построению графиков линейной функции к решению химических задач.
Ход урока
Учитель химии
Сегодня на уроке мы рассмотрим решения химических задач графическим методом, для чего нужно будет применить знания по построению графиков линейной функции, а этот материал вам знаком из курса математики. Поэтому урок мы проведем вместе с учителем математики.
Задача 1. Вычислить массу сульфита натрия, необходимого для реакции с серной кислотой, чтобы получить 16 г оксида серы (IV).
Проанализируем условие задачи. Указаны три вещества, участвующих в химическом процессе: сульфит натрия взаимодействует с серной кислотой, при этом получается оксид серы.
Вспомним, что при взаимодействии соли с кислотой получается новая соль NaSO и сернистая кислота.
Эта кислота по прочности какая? — Непрочная и легко разлагается на воду и SO.
Учитель математики
В ходе решения задачи данным способом выполнили следующие последовательные действия:
· Установили пропорциональную зависимость между величинами.
· Составили пропорцию.
· Решили полученную пропорцию.
Учитель химии.
Второй способ — это использование величины “количества вещества” и её единицы “моль”.
Массу SO переводим в количество вещества, используя формулу
=.
По уравнению реакции 1 моль NaSO образует 1 моль SO, значит для получения
0,25 моль SO потребуется 0,25 моль NaSO, тогда m(NaSO)==0,25·126=31,5 г
Учитель математики
Математической основой рассмотренных способов решения задач по уравнению реакции является пропорциональная зависимость между известными величинами и искомыми.
Зависимость одной переменной от другой называют функциональной зависимостью или функцией, значения которой можно изобразить графически. Построение графиков функций вам известно из курса алгебры.
В данной задаче зависимость переменной m(NaSO) от переменной m(SO) является функцией, т.к. каждому значению m(SO) соответствует единственное значение m(NaSO).
Смотрите также
Литературный обзор
При анализе
литературных данных основное внимание уделено роли горючего-связующего и
металлического горючего в формировании характеристик твердых топлив, а также
рассмотрены свойства катализаторов ...
Смолы природные и синтетические
...
Сложные реакции
...