Исследование жидкой пробы методом спектрометрии. ИК-спектры свежего и отработанного моторных масел
Со свежего моторного масла был снят ИК-спектр, рис.3.1.
Рис.3.1. ИК-спектр свежего моторного масла
Как видно из анализа данных, представленных на рисунке, основные полосы поглощения приходятся на ~2850, 2925 см-1 и 3000, 3100 см-1. Согласно таблице характеристических частот [Швец] это колебания соответствуют группе CH2, относящейся к углеводородам алифатического ряда и связей С=С ароматических колец. Пик в области 700 см-1 характерен для алифатических цепочек, состоящих из 4 атомов углерода. То есть основной состав масла – предельные углеводороды и соединения класса бензола.
Так же был снят ИК-спектр с отработанного масла, рис.3.2.
Рис.3.2. ИК-спектр отработанного моторного масла
Как видно из анализа представленных данных, появился дополнительный пик на 3450 см-1, из чего можно сделать вывод о том, что в процессе работы произошло «оводнение» масла. Этот факт хорошо согласуется с литературными данными (см. 1.1). Другим заметным изменением стало появление пика на 1100 см-1. Согласно таблице ИК-спектров присадок моторных масел, это моющая металлсодержащая присадка с функциональной группой S=O. Вероятно, данная присадка была введена в двигатель искусственно, поскольку минеральные масла имеют ограниченное число сопутствующих присадок и этого пика на спектре свежего масла не наблюдалось.
Так же нужно отметить существенное повышение доли ароматических соединений. Именно за счёт этого стало возможным глубокое сульфирование с получением твёрдого сульфокатионита.