Температура застывания.
С повышением температуры термообработки до 40—70 °С топлива возрастает. Дальнейшее повышение температуры термообработки до 100 °С приводит к резкому ее снижению, что связано с изменением структуры топлива, а именно, с повышением температуры в структуре мазута, представляющего собой сплошную сетку, составленную из мелких игл с вкраплением в нее крупных кристаллических конгломератов парафинов, последние постепенно исчезают, и структура становится однородно сетчатой. Не менее важна и скорость охлаждения топлив. С увеличением скорости охлаждения tзаст, как правило, повышается вследствие возникновения большого числа центров кристаллизации, равномерно распределенных по всему объему и способствующих созданию прочной структурной решетки парафина.
Рассчитать tзаст или установить ее значение во времени не представляется возможным, так как не удается учесть все факторы, влияющие на эту температуру, — продолжительность хранения, термические изменения, происходящие в процессе хранения.
Учитывая нестабильность tзаст, стандарты на флотский мазут, моторное топливо предусматривают гарантии изготовителя: по истечении 3 мес. хранения температура застывания не должна превышать установленного стандартом значения минус 5 °С — для флотского мазута и моторного топлива. Срок гарантии установлен, исходя из экспериментальных данных. Как правило, изменение после 3 мес. хранения крайне редко.
Регрессия температуры застывания обуславливает необходимость выработки топлива с запасом качества по этому показателю, что приводит к вовлечению в состав таких продуктов неоправданно большого количества дизельного топлива. Так, для получения флотского мазута Ф-5 на нефтеперерабатывающем предприятии вовлекают в мазут 50—60 % дизельного топлива, а для получения топлива, удовлетворяющего требованиям ГОСТ 10585-75 по всем показателям качества, кроме tзаст, достаточно 12,5—40 % дизельного топлива.
Таблица 12 — Характеристики флотского мазута без присадки и с депрессорной присадкой.
Показатели |
Образец № 1 |
Образец № 2 | ||
без присадки |
0,01 % присадки |
без присадки |
0,05 % присадки | |
Состав, %: мазут прямогонный дизельная фракция |
40-50 60-50 |
87 13 |
45-50 55-60 |
70 30 |
Условная вязкость при 50°С, °ВУ |
1,2-2,0 |
3,63 |
1,6-3,1 |
5,0 |
Зольность, % |
0,001-0,03 |
0,024 |
0,008-0,017 |
0,012 |
Массовая доля серы, % |
0,7-1,2 |
1,34 |
1,1-1,5 |
1,44 |
Температура застывания после 3 мес. хранения, °С |
-7 .-11 |
-11 |
-7 .-Э |
-16 |
Коксуемость, % |
1,3-3,9 |
3,05 |
3,6-4.0 |
4,1 |
Показатели |
Образец № 3 |
Образец № 4 | ||
без присадки |
0,03% присадки |
без присадки |
0,05% присадки | |
Состав, %: мазут прямогонный дизельная фракция |
30-40 70-60 |
75 25 |
45-55 55-45 |
60 40 |
Условная вязкость при 50 °С, °ВУ |
1,7-2,5 |
4,36 |
1,8-4,3 |
3,53 |
Зольность, % |
0,018-0,023 |
0,040 |
0,014-0,018 |
0,038 |
Массовая доля серы, % |
1,2-1,3 |
1,94 |
1,3-1,6 |
1,6 |
Температура застывания после 3 мес. хранения, °С |
-7 .-9 |
-8 |
-7 .-11 |
-15 |
Коксуемость, % |
2,1 -3,0 |
5,2 |
3,0-5,6 |
4,2 |
Смотрите также
Химия и медицина
...
Химия. Белки
...
Валентность и степень окисления
В начале 19 века Дж. Дальтоном был
сформулирован закон кратных отношений, из которого следовало, что каждый атом
одного элемента может соединяться с одним, двумя, тремя и т.д. атомами другог ...