Водород
Урок 1.
Тема урока: Водород в природе.
Водород как химический элемент. Получение водорода.
Цель: 1. Познакомить учащихся с элементом водородом и его номенклатурой.
2. Получение водорода разными способами.
3. Рассмотреть водород с экологической точки зрения
Тип урока: Комбинированный.
Вид: Изучение нового материала.
Методы: Словесные, практические.
Оборудование: учебник, рисунки в учебнике, оформление доски, таблицы, "периодическая таблица Менделеева"
План урока.
1.1 Водород в природе. – 30 мин.
1.2 Водород с экологической точки зрения.
1.3 Водород как химический элемент.
1. 4. Получение водорода разными способами.
1.4 2.1 Закрепление. – 5 – 7 мин.
3.1 Домашнее задание. – 3 мин.
Ход урока:
I
.
Организационный момент.
II
.
Новая тема:
1. Водород в природе.
Водород это второй элемент, который мы будем изучать.
Экспресс - опрос класса: "Что вы знаете об этом элементе?"
Водород самый распространенный элемент вселенной, на его долю приходится 92 % всех атомов, он является главной составной частью Солнца и многих звёзд. В земной коре его массовая доля составляет 1 %. Водород самый лёгкий элемент в природе, поэтому его роль определяется не массой, а числом атомов. Доля его атомов в природе составляет 17 %, это второе место после кислорода, которого в природе 52 %. Таким образом, роль водорода в природе также велика, как и кислорода.
2. Водород с экологической точки зрения.
Водород в природе находится весь в связанном состоянии, т. е. в виде химических соединений. Химический знак водорода Н. Формулы основных соединений водорода встречающихся в природе: Н2О вода, СН4 метан, другие углеводороды СХНХ, H2S сероводород, NH3 аммиак. Соединение кислорода и водорода - вода является основой жизни. Сероводород - это газ, который выделяется из недр Земли, кроме этого заводские трубы выбрасывают его в атмосферу в больших количествах. Он же соединяясь с водяными парами, вызывает кислотные дожди, которые уничтожают зелёные растения. Аммиак и метан так же вредны для здоровья человека. Но в тоже время метан, по сравнению с другими видами топлива, является более безвредным в экологическом отношении.
Чистый водород получается химическим путём. Он горит с выделением большого количества тела. Водород "топливо будущего" т. к. является экологически чистым, при его сгорании образуются водяные пары не отравляющие атмосферу.
3. Водород как химический элемент можно рассмотреть, используя страницу 62 в учебнике химии.
Решение задачи: Вычислить массовую долю водорода в воде.
W = Ar*n/M2; W(н) = АГ(Н) n(Н)/М (Н2О) = 1*2/18 = 0,11 или 11 %
Сравнить значение массовой доли с атомной долей.
Номенклатура соединений неметаллов с водородом название металла + . соединения содержащие кислород +. водород
пример: сероводород Н2 S сера + кислород + водород
Номенклатура, соединений, металлов с водородом:
гидрид + название металла
гидрид алюминия
гидрид меди
гидрид железа
4. Получение водорода.
Один из способов получения водорода разложение воды под действием постоянного электрического тока:
2H2 O→ 2H2 + O2
В лаборатории водород получают при взаимодействии некоторых металлов с кислотами. Например: цинка и соляно кислоты. Для этого используется специальный прибор, изображённый в учебнике на рис.41 стр.63. Запишем уравнение реакций:
Zn + 2HCI = ZnCl2 + H2
цинк соляная к-та хлорид цинка водород
Zn +H2SO4 = ZnSO4 + Н2
цинк серная к-та сульфат цинка водород
Водород выделяется также при взаимодействии активных металлов натрия и кальция с водой:
2Na +2HOH = 2NaOH + Н2
натрий вода гидроксид натрия водород
Са + 2НОН = Са(ОН)2 + Н2
кальций вода гидроксид кальция водород
Опытным путём установлено, что из молекулы воды вытесняется только один атом водорода и образуется одновалентная группа ОН - гидроксогруппа, которая соединяется с атомом металла. Число гидроксогрупп зависит от валентности металла. Образующиеся соединения относятся к основаниям и называются гидроксидами.
В промышленности водород получают из метана:
СН4 + 2Н2О = СО2↑ + 4Н2↑
При этом выделяется углекислый газ и водород. Углекислый газ при поступлении в атмосферу загрязняет её, вызывает усиление парникового эффекта. Поэтому необходимо при получении водорода в промышленности улавливать углекислый газ.
2. Закрепление.
3. Домашнее задание. Ученики должны ответить на вопросы 1- 5 в учебнике на стр. 66.
Урок 2.
Тема урока: Свойства и применение водорода.
Цель: Рассмотреть физические и химические свойства водорода.
Смотрите также
Химия платины и ее соединений
Платина – один из самых ценных благородных
металлов, обладающий рядом важных свойств, благодаря которым используется не
только в ювелирной промышленности, но и во многих отраслях ...
Синтез и анализ ХТС в производстве гидроксида натрия и хлора из водного раствора хлорида натрия
Химическая наука и химическая промышленность в
настоящее время являются одними из ведущих отраслей, которые обеспечивают
научно технический прогресс в обществе. Интенсивный рост данной отрас ...
Предисловие редактора перевода
Historia est magistra vitae: История — учитель жизни.
По-разному реализовывали этот древний латинский завет историки науки. Иногда
история науки использовалась в качестве инструмента оценки нау ...