Водород
Тип урока: Комбинированный.
Вид: Изучение нового материала.
Методы: Словесные, практические.
Оборудование: Учебник, рисунки в учебнике, таблицы.
План урока.
2.1. Проверка домашнего задания.- 8 мин.
2.2. Новая тема: физические и химические свойства водорода. Применение.
2.3. Закрепление - 7мин.
2.4. Подведение итогов урока и домашнее задание
Ход урока.
I
.
Организационный момент. Проверка домашнего задания. Опрос. - 8 мин.
II
.
Новая тема.- 25 мин.
Водород.
2. Физические свойства рассмотрим в сравнении с кислородом (таблица на доске).
Водород |
Кислород |
1. без запаха |
1. без запаха |
2. без цвета |
2. без цвета |
3. мало растворим в воде |
3. мало растворим в воде |
4. легче воздуха в 14, 5 раз |
4. тяжелее воздуха |
5. t кип = - 253 ºС |
5. t кип = - 183 ºС |
6. ρ н.у. (Н2) = 0, 09 г/л |
6. ρ н.у. (О2) = 1, 43 г/л |
Химические свойства водорода:
а) реакции с металлами:
Ti + Н2 = TiH2 Са + Н2 = СаН2
б) реакции с неметаллами:
F2 + H2 = 2HF H2 + O2 = 2H2O
в) реакции со сложными веществами:
СuО + Н2 = Сu + Н2О WO3 + ЗН2 = ЗН2О + W
Отсюда следует вывод, что при обычных условиях водород может вступать в реакцию только с очень активными веществами. Взаимодействует с металлами с образованием гидридов. Взаимодействует с неметаллами. Является восстановителем. Химическая активность его ниже, чем у кислорода. При обычных условиях реагирует только с очень активными металлами и с единственным неметаллом – фтором. С большинством веществ реагирует только при повышенной температуре или другом воздействии.
Применение рассмотреть с помощью схемы 7 в учебнике на стр. 66.
3. Закрепление темы решением расчетной задачи: Один из способов получения водорода в лаборатории взаимодействие цинка с соляной кислотой. Сколько грамм цинка необходимо для получения 10 л водорода?
Х 10 л
Zn + 2HCI = ZnCl2 + H2 ↑
65 г 22, 4 л
Составляем пропорцию:
Х/65 г = 10 л/22,4; Х = 65 г * 10 л/22,4 л = 29 г цинка.
4. Домашнее задание: ответы на вопросы 6-11 в учебнике на стр. 67.
Урок 3.
Практическое занятие.
Тема работы: получение водорода и проведение реакции его с оксидом меди (II).
Цель работы: 1) Получить водород в лабораторных условиях.
2) Провести его реакцию с оксидом меди (II).
3) Изучить горение водорода на воздухе.
4) Изучить продукты взаимодействия Zn с соляной кислотой.
I
. Выполнение работы.
1. Получение и собирание водорода.
Собрали прибор. В пробирку поместили 3 гранулы цинка, плотно закрыли пробку и через воронку налили соляную кислоту. Наблюдали выделение пузырьков газа, т.е. водорода.
Zn + 2НС1 =ZnCl2 + Н2
Водород собирали в перевёрнутой пробирке, постепенно вытесняя воду. После того, как пробирка наполнилась, закрыли её пальцем и поднесли её к горелке. Водород загорелся спокойно хлопка не было. Это значит, что собранный водород был чистый.
2. Изучение горения водорода на воздухе.
Подожгли водород лучинкой у конца газовой трубки. Водород загорелся спокойным пламенем. На стеклянной пластинке конденсировалась вода.
2Н2 + О2 = 2Н2О.
3.Изучение взаимодействия водорода с оксидом меди (II). В пробирку поместили несколько кусочков оксида меди чёрного цвета. Соединили с прибором для получения водорода. Пропустили ток водорода, никаких изменений не наблюдали. Начали нагревать пробирку с оксидом меди, началась реакция. Наблюдали изменение цвета, чёрный цвет изменился и стал красным. На стенки пробирки конденсировалась вода.
Н2 + СuО = Сu+ Н2О.
На данном опыте мы изучили восстановительные свойства водорода. Водород восстанавливает медь из оксида.
4. Изучение продукта реакции цинка с соляной кислотой.
С помощью стеклянной палочки перенесли несколько капель раствора из пробирки с цинком и соляной кислотой на стеклянную пластинку и упарили его. На стекле остался белый порошок хлорида цинка.
Zn + 2HC1 = ZnCl2 + H2t. Продукты реакции - хлорид цинка (ZnCl2) и водород (Н2).
Смотрите также
Материальный баланс
Основой материального
баланса является закон сохранения материи, согласно которому количество
материала, поступающего в процесс (приходные статьи материального баланса),
равняется количеству продук ...
Природа взаимодействий белков
Белковые вещества составляют громадный класс органических, то есть углеродистых, а именно углеродисто азотистых соединений, неизбежно встречаемых в каждом организме. Роль белков в организме огромна. ...
Кинетическое и термодинамическое исследование физико-химических процессов
Сущность
физико-химических методов анализа заключается в том, что на основании измерения
величины, характеризующей какое-нибудь свойство раствора, определяют
концентрацию в нем исследуемого ...